Публикации

Рынок электроэнергии северных стран Европы 2015-2030: Излишки и ожидание более низких цен
Минуя общий рынок производства электроэнергии Северных стран, Россия находит свой путь через Финляндию в другие страны Северной Европы. Экспорт российской электроэнергии имел стабильный объем в течение многих лет. Сумма экспортируемой энергии составляла выработку, по меньшей мере, одного из ядерных реакторов АЭС Чернобыльского типа в г. Сосновый Бор на южном берегу Финского залива. Обмен через границу в Финляндию и скандинавские страны ранее был в одном направлении: из России на запад. Это было связано с ценой российской электроэнергии, которая последовательно снижалась в прошлом, в отличие от Финляндии и скандинавских стран.


Правовая база по обращению с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) в России и органы государственного управления в сфере использования атомной энергии
В настоящее время в Российской Федерации активно идет процесс формирования законодательства, регулирующего вопросы обращения с РАО. Настоящий доклад анализирует новые законодательные акты в этой сфере


Российские ядерные моно-города(английская версия)
Одна из самых больших тайн Советского Союза были его закрытые города и населенные пункты. Некоторые из них были хорошо известны, но другие были настолько засекречены, что, казалось, они не существуют. Города, которые были превращены в закрытые, переставали существовать на картах. В других местах большие города росли без каких-либо следов на картах или других официальных документах. Очень немногие, за исключением тех, кто жил там, знали об их существовании. Часто они были известны внешнему миру только по их почтовому индексу, например, Красноярск-26, который сегодня называется Железногорск.


Закон об иностранных агентах: давление на экологические организации (английская версия)
Этот отчет написан при поддержке российских партнеров Норвежского общества Охраны Природы (Naturvernforbundet). Это был вызов, чтобы завершить работу, так как постоянно новые организации назывались иностранными агентами, и так как есть постоянный поток новой информации, новостные статьи и аналитические материалы по закону об иностранных агентах, а также по закону о нежелательных организациях. Крайний срок для нашего сбора информации был установлен 2-го декабря 2015 года, когда наша партнерская организация "Зеленый мир" (Green World) была официально внесена в реестр Минюста в качестве иностранного агента. Мы выражаем благодарность Министерству климата и окружающей среды Норвегии, а также NRPA (Норвежское агентство по радиационной защите). Их поддержка позволяет Норвежскому Обществу Охраны Природы следить за ситуацией вокруг развития гражданского общества в России, и помочь нам донести имеющуюся у нас информацию до российского общества.


Дорожная карта по выводу из эксплуатации Кольской АЭС (новая версия)
«Дорожная карта по выводу из эксплуатации Кольской АЭС» разрабатывается сетью организаций международного проекта «Декомиссия». Что такое Кольская АЭС сегодня для Кольского полуострова, сколько энергии нужно для Мурманской области, сколько её вырабатывается сейчас. Для чего нужен план вывода из эксплуатации, можно ли заменить Кольскую АЭС, как это сделать, что будет с работниками станции и городом Полярные Зори. Документ находится в разработке.

Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом в России: взгляд неправительственных организаций
Российские и международные общественные объединения имеют собственную точку зрения на проблему утилизации РАО и ОЯТ, выраженную в различных документах. Более 10 лет общественные объединения, входящие в международную сеть «Декомиссия», анализируют опыт разных стран по безопасной утилизации РАО и ОЯТ. Данный анализ сделан на основе официально опубликованных государственных документов, а также позиций неправительственных организаций, входящих в международную сеть ДЕКОМИССИЯ.

Формирование опытно-демонстрационных центров по выводу из эксплуатации ядерно- и радиационно опасных объектов
Вывод из эксплуатации (ВЭ) выработавших ресурс ядерно- и радиационно-опасных объектов (ЯРОО) является составной частью заключительной стадии ядерных технологий и непосредственно связан с проблемами окончательной изоляции радиоактивных отходов (РАО) и безопасного обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ). Незавершенность решений по заключительным этапам ядерных технологий, присущая всем без исключения национальным сценариям развития, является одним из главных препятствий их развития. Комплексное решение триединой задачи заключительного этапа ядерных технологий является важнейшим условием дальнейшего развития ядерной энергетики (ЯЭ) и широкомасштабного применения ядерных и радиационных технологий, а также обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии.

Дорожная карта вывода из эксплуатации (декомиссии) Ленинградской АЭС
ЛАЭС - старейшая в мире станция с уран-графитовыми реакторами РБМК-1000 и одна из старейших атомных станций на Балтике. Технологический и социально-экологический опыт вывода ее из эксплуатации может быть тиражирован для разработки планов декомиссии Курской, Смоленской АЭС, а также востребован в других странах Балтийского региона для обеспечения безопасности морских экосистем. Декомиссия ЛАЭС может стать бизнес-планом, приносящим доход отрасли, региону, муниципалитету


Сибирский гамбит. "Великая шахматная доска корпорации Росатом"
В интервью «Российской Газете» секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушев заявил, что в период «холодной войны» на Западе появился целый ряд идеологических доктрин, служивших обоснованием антисоветского политического курса. Одним из авторов подобных разработок стал американский политолог и государственный деятель польского происхождения Збигнев Бжезинский. Он обосновал так называемую стратегию «уязвимых мест», суть которой заключалась в выявлении и использовании слабостей потенциального противника и превращения их в серьёзные проблемы. Реализация такой стратегии давала конкурентное преимущество в глобальном противостоянии сверхдержав.
В данной работе показано, как деятельность Госкорпорации Росатом ведёт к созданию таких «уязвимых мест», формирует угрозы для национальной безопасности и способствует дискриминации жителей России за счёт ограничения их прав на благополучную среду обитания. Почему такое стало возможным, каковы причины, внутренние механизмы и внешние проявления – всё это является предметом рассмотрения данной работы.


10 лет повышения открытости и общественого участия в принятии решений о будущем реакторов АЭС Северо-Запада России, выработавших проектный ресурс

За 10 лет активная сеть экологических некоммерческих организаций (НКО) добивалась большей открытости и общественного участия в вопросе будущего ядерных реакторов Северо-Запада России, выработавших проектный ресурс, через проект «От закрытости к открытости». Главным фокусом было своевременное планирование вывода из эксплуатации атомных блоков, поскольку отсутствие таких планов, очевидно, является препятствием начала процесса их вывода. В дополнение, проблема отсутствия накопленных средств, недостаточная прозрачность и открытость этого процесса, а также отсутствие социальных и экологических аспектов при обсуждении вывода из эксплуатации - были ключевыми вопросами проекта.


Деэкологизация норм природоохранного и природоресурсного законодательства и уменьшение возможности общественного экологического контроля
Характеризуя современное природоохранное и природоресурсное законодательство можно выделить общие тенденции его развития. Наряду с некоторыми положительными тенденциями (унификация, систематизации и др.) наблюдаются и регрессные моменты. На эти обстоятельства обращают внимание и многие ученые (Боголюбов С.А., Бринчук М.М., Дубовик О.Л., Тангиев Б.Б., Яблоков А.В. и др.) и экологи практики. В настоящее время в указанные отрасли законодательства вносятся изменения, ослабляющие требования охраны окружающей среды или расширяющие возможности бесконтрольного природопользования.


Имплементация Конвенции Эспо в Российское законодательство
Для имплементации требований Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (далее - Конвенции Эспо) в Российское законодательство Правительством РФ разработан проект специального федерального закона. Важно отметить, что порядок проведения оценки на окружающую среду, включая оценку трансграничного воздействия, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации Кроме этого, в связи с изменившимися положениями об экологической экспертизе планируется внести изменения в другие законы.


Концепция плана вывода из эксплуатации энергоблоков АЭС, выработавших проектный ресурс (Предложения общественных экологических организаций)
Настоящий документ подготовлен представителями неправительственных организации для того, чтобы показать необходимость широкого обсуждения в обществе своевременной подготовки к выводу из эксплуатации энергоблоков атомных электростанций (АЭС). В настоящее время в России эксплуатируются 31 атомный реактор на 10 АЭС. Некоторые из них уже выработали предусмотренный проектом ресурс, другие достигнут его в ближайшем будущем, третьи - планируется эксплуатировать еще десятилетия. Это сложный и продолжительный во времени процесс. Он требует комплексного решения технологических, экологических, социальных, финансовых и нравственных проблем. Поэтому, к выводу из эксплуатации необходимо серьезно готовиться заранее.

Пункты захоронения радиоактивных отходов: правовой подход России и Швеции
Благодаря проекту Декомиссия и Норвежскому обществу охраны природы в октябре 2013 года состоялась ознакомительная поездка в Швецию представителей органов государственной власти России, экспертного сообщества и общественных объединений. Представителей из России интересовал, прежде всего, шведский опыт обращения с радиоактивными отходами (РАО).


Cостояние российского фонда по выводу из эксплуатации старых энергоблоков АЭС
Данный отчет посвящен изучению состояния правовой и финансовой обеспеченности вывода из эксплуатации энергоблоков российских АЭС, выработавших проектный ресурс. Это основа безопасности и прогнозируемости процесса, который становится все более актуальным и социально значимым по мере роста числа старых реакторов. Авторы отчета не претендуют на исчерпывающую полноту раскрытия этой темы, поскольку в процессе работы столкнулись с проблемой доступности и адекватности информации. В то же время, представленные результаты могут стать основой для начала дискуссии по выработке безопасного сценария закрытия старых энергоблоков на Северо-западе России и роли общественности в обеспечении этого процесса.